fb
Фулфилмент для маркетплейсов: по какой схеме вам лучше работать?

Маркетплейсы, как правило, предлагают селлерам несколько схем работы. В первую очередь это касается фулфилмента – комплекса услуг, включающих логистику и хранение товара, обработку заказов, работу с возвратами и т.д. Чем отличаются эти схемы, как они называются и какие документы потребуются? Рассказываем

Стоит отметить, что у каждого маркетплейса схемы (модели) фулфилмента называются по-разному. Однако, за исключением нюансов, их форматы одинаковы для всех.

FBO (Fulfillment by Operator): за все отвечает маркетплейс

Для OZON ее расшифровывают, как Fulfillment by OZON, для Wildberries существует аббревиатура FBW (Fulfillment by Wildberries),также встречается вариант FBM (Fulfillment by Marketplace). Сути это не меняет.

Согласно данной схеме, фулфилмент берет на себя маркетплейс. Селлеры упаковывают и доставляют свой товар на склады хранения и уже сам маркетплейс занимается обработкой заказа, его формированием и доставкой. Безусловно, не бесплатно, поэтому этот вариант, пожалуй, самый дорогой для селлеров. Но, в то же время, он проще остальных.

Wildberries взимает плату за хранение товара с первого же дня. Расценки можно посмотреть в личном кабинете селлера в разделе «Аналитика». А также подсчитать свои возможные расходы на встроенном калькуляторе. На OZON есть период бесплатного хранения – до 60 дней. Дальше – за деньги.

Какие документы придется оформлять?

  • ТТН, ТН+ СMR (Если на склад РФ)
  • Акт приемки/Акт о браке/ Акт об излишках/недостаче
  • УПД-2 с результатом приемки
  • Акт возврата +ТТН/ТН (если есть только акт, то делаем накладную самостоятельно)
  • Отчет о реализации +Отчет о реализации расширенный
  • Акты на услуги на основании отчета

Эта схема выгодна:

  • Если у вас нет своего склада
  • У вас высоколиквидный товар и он не залежится на складе
  • Вам надо упростить логистику. Если распределительный центр маркетплейса находится далеко от вас – доставлять туда вещи «под заказ» будет долго и накладно.

Не рекомендуется применять эту схему, если:

  • У вас очень ценные и эксклюзивные товары
  • У вас товары с низкой оборачиваемостью (они будут лежать на складе маркетплейса и тянуть из вас деньги)
  • Если вы хотите продавать свои товары на нескольких маркетплейсах одновременно.

Добавим – далеко не все товары можно продавать по этой схеме. На склады маркетплейсов, как правило, не принимают легковоспламеняющиеся жидкости (кроме бытовой, строительной и автомобильной химии),отделочные и строительные материалы, заряженные автомобильные аккумуляторы, сантехнику. Для них существуют другие схемы.

FBS (Fulfillment by Seller): товары хранятся на вашем складе

Ключевое отличие от схемы FBO – вы храните товар на своем складе и поставляете его на склад маркетплейса только после того, как поступил заказ. А уже маркетплейс доставляет его клиенту. Например, для OZON селлер может доставить товар на сортировочный центр OZON Королев Стан, в АПВЗ или на склад РФ. В зависимости от того, какой вы выберете вариант, меняется транспортная накладная.

Эта схема выгодна:

  • Если у вас есть свой склад
  • Вы продаете товары с невысокой ликвидностью – не придется переплачивать за хранение на складе маркетплейса
  • Если вы работаете с несколькими маркетплейсами – доставляете товар туда, где сделали заказ
  • Склад или распределительный центр маркетплейса находится недалеко от вашего склада и доставить товар «под заказ» будет несложно.

Помимо этого, в схеме FBS у вас нет «замороженных» в товаре денег – при необходимости вы всегда можете вернуть товар поставщику.

Есть и нюансы – работать придется быстро. У маркетплейсов есть жесткие временные ограничения по поставкам товара на их склады в этой модели. Например, в OZON селлер должен предоставить товар маркетплейсу в течение 72 часов, для Wildberries – в течение 36 часов. Если не успеете – комиссия маркетплейса вырастет.

За заказами также придется следить самостоятельно, чтобы успеть собрать посылку и отправить ее маркетплейсу (в схеме FBO этим занимаются операторы маркетплейса).

RealFBS: маркетплейс, как витрина

В этой модели взаимодействия селлера с маркетплейсом последний используется только, как витрина. Товар для продажи хранится на складе продавца, он же отвечает за его доставку клиенту. Маркетплейс выступает также в роли арбитража между продавцом и покупателем. Работает в OZON, в Wildberries называется DBS (Delivery by Seller) и доступна только селлерам Москвы и Петербурга.

Все очень просто: вы завозите на свой склад товар, размещаете, например, на OZON его карточку, и ждете заказа. Когда он поступит – самостоятельно доставляете его покупателю (или привлекаете для этого стороннюю службу доставки).

Эта схема выгодна селлерам, у которых:

  • Есть свой склад для хранения товара
  • В наличии собственная служба доставки
  • Продаются негабаритные товары, которые не доставляют курьеры маркетплейса (то есть свыше 125 кг)

Использование RealFBS оптимально подходит для продавцов хрупких и бьющихся товаров (которые страшно доверить грузчикам и курьерам маркетплейса),эксклюзивных и дорогостоящих товаров (например, драгоценностей),а также скоропортящихся (например, живых цветов – но, при условии, что ваша служба доставки работает быстрее, чем курьеры маркетплейса).

Данная схема сложная с точки зрения документации внутри компании. Даже если доставка выполняется разными способами (курьером, по почте),на все доставки можно выписать одну накладную, к которой прикладывается отчет-квитанция о доставке (это документ, который подтверждает приемку-передачу товара). Отсутствие товаросопроводительных документов может обернуться штрафом в 50% от стоимости товара. Это серьезный риск.

Любой селлер вправе комбинировать различные модели фулфилмента. Например, продавать высоколиквидные товары по схеме FBO, а эксклюзивные – по схеме RealFBS.

Комментарии

Комментарии для сайта Cackle
Закажите звонок
и наш менеджер свяжется с вами