Стоит ли опасаться налоговых проверок ИТ-компаниям, которые состоят и не состоят в ПВТ? Как вести бухгалтерский и налоговый учет так, чтобы у проверяющих не возникло претензий? Рассказывают Ольга Иваненко, коммерческий директор бухгалтерского центра «БизнесСтарт», и Елена Сапего, адвокат, партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры».
— В последнее время в Беларуси наблюдается явная тенденция по либерализации подходов к госрегулированию бизнеса.
Но либерализация не означает отсутствие проверок. Либерализация — это в первую очередь переход на новые стандарты контроля и предупреждения риска недоплаты налогов. Для этого в Беларуси используются автоматизированные системы «Плательщик», «Налоговый агент», «Учет доходов физических лиц» и другие.
Резиденты ПВТ — это стратегически важные и всячески поддерживаемые государством компании. Однако не стоит забывать о правильном ведении бухгалтерского и налогового учета: от количества и характера допускаемых там ошибок зависит статус резидента парка. Компании в ПВТ рискуют потерять его и, соответственно, лишиться налоговых льгот, а также получить доначисление налогов. Это может повлечь за собой финансовые потери и в отдельных случаях привести к краху компании.
Сегодня проверки резидентов носят предупредительный характер, но с учетом последних массовых наборов компаний в ПВТ риск может усилиться.
Для компаний, не работающих в специальном режиме, риски, как правило, ограничиваются штрафом и доначислением налогов.
Расскажем, на что ИТ-бизнесу обратить внимание при ведении учета.
Начисление НДС
Как и другие ИТ-компании, резиденты парка имеют право возвращать из бюджета НДС по основным средствам и нематериальным активам.
Пример 1. Компания в 2016 приобрела основные средства. По белорусскому налоговому кодексу, в 2017 году плательщик имел право принять к вычету равными долями вычет НДС в каждом отчетном периоде по одной двенадцатой (отчетный период — календарный месяц) или по одной четвертой (отчетный период — квартал) от всего объема.
Компания отразила в учетной политике квартальный вычет равными долями. При сверке сумм входного налога, отраженного в налоговой декларации, и сумм налога, отраженного в балансе, выяснилось: компания неправомерно включила сумму вычетов НДС по приобретенным в январе 2017 года основным средствам. Тем самым проверяющие предотвратили неправомерно предъявленные к возврату из бюджета суммы входного НДС.
Пример 2. Резидент ПВТ получил в оперативное управление здание. Оно сдавалось в аренду, выручка включалась в льготируемый оборот. Между тем резиденты ПВТ не имеют льгот в отношении средств, полученных от сдачи в аренду недвижимости. Во время налоговой проверки выяснилось, что компания незаконно применила льготу по налогу на добавленную стоимость в части арендных платежей. В результате сумма доначисления НДС была значительной.
Учет прибыли
Компании принадлежала доля в 30% в уставном фонде другого юрлица. Впоследствии доля была продана в полном объеме. По закону доходы от отчуждения доли или ее части в уставном фонде включаются в выручку от их реализации, независимо от того, получены они плательщиком от организации, участником которой он является, или от иной организации.
Вот формула, по которой подсчитывается прибыль от реализации:
[Прибыль от реализации доли] = [выручка от ее реализации] минус [сумма взноса участника в уставный фонд организации, сделанная во время приобретения этой доли] /или [сумма его фактических расходов на приобретение доли в уставном фонде этой организации].
При этом сумму взноса или расходов на приобретение доли в уставном фонде следует умножить на отношение официального курса белорусского рубля к доллару США на дату признания выручки и внесения взноса (или на дату оплаты расходов на приобретение доли).
Компания неправильно применила курсы валют на день продажи доли и на день приобретения доли в уставном фонде компании. В результате проверяющие органы вынуждены были доначислить налог на прибыль — сумма получилась крупной.
Уплата подоходного
Один из самых проблемных вопросов в деятельности ИT-компаний — контроль уплаты подоходного налога и взносов по социальному страхованию. Компании — резиденты ПВТ могут применять льготы, предусмотренные законодательством. Нерезидентам парка эти льготы не предоставляются.
Каковы наиболее частые ошибки ИТ-компаний, которые работают вне режима резидентов ПВТ?
- Неправильное исчисление базы для расчета налога при упрощенной системе налогообложения (УСН, в случае ее применения)
- Неисполнение функции налогового агента при уплате налога на доходы иностранных организаций
- Неуплата налога на добавленную стоимость за услуги, оказанные иностранными компаниями и реализованные в Беларуси
- Неначисление и неуплата налога на недвижимость при аренде площадей у физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей).
Пример 1. ИT-компания, применяющая УСН без уплаты НДС, приобрела у нерезидента маркетинговые услуги. При этом она не исчислила НДС и тем самым нарушила требования ст. 92 НК. В ней говорится, что компании должны начислять и уплачивать НДС вне зависимости от того, платят они этот налог в своей основной деятельности или нет. Из-за нарушения был доначислен налог на добавленную стоимость в крупном размере.
Пример 2. Директор и одновременно собственник ИT-компании получал зарплату, которая превышала средний заработок сотрудников более чем в 15 раз. По закону компания имела право начислять и выплачивать зарплату руководителю в размере, не превышающем 8-кратную величину средней зарплаты. При проверке сумма превышения была исключена из состава затрат. Организация получила доначисление налога на прибыль.
Пример 3. ИТ-компания в рамках корпоративной политики несколько раз в течение 2017 года проводила праздничные мероприятия с едой и алкогольными напитками. Она не включала стоимость продуктов питания и спиртных напитков в базу для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН, нарушая требования законодательства. Взносы в ФСЗН были доначислены, проверяющие органы взяли под контроль заработную плату руководства компании с точки зрения формирования затрат, которые учитываются при налогообложении.
Договоры с индивидуальными предпринимателями
Налоговые органы также уделяют особое внимание договорам с индивидуальными предпринимателями. При этом проверяющие обращают внимание на три момента:
- Не подменяются ли трудовые договоры с ИП — гражданско-правовыми
- Действительно ли индивидуальный предприниматель выполнял работы или оказывал услуги
- Не было ли злоупотреблений с суммами вознаграждения, особенно в случаях, когда ИП является взаимозависимым лицом с компанией.
Пример 1. ИТ-компания в целях оптимизации затрат оформила фиктивные договоры и акты с физическими лицами и ИП на оказание услуг по тестированию ПО. В ходе проверки выяснилось, что услуги оказаны не были. В связи с этим расходы на тестирование ПО были исключены из состава затрат. Был доначислен налог на прибыль.
Пример 2. ИТ-компания в целях оптимизации затрат оформила договоры и акты с несколькими индивидуальными предпринимателями на оказание маркетинговых услуг.
В ходе опроса индивидуальных предпринимателей выяснилось, что это работники предприятия, которых фактически попросили «перейти» с трудового — на гражданско-правовой договор оказания услуг. При этом руководство компании по-прежнему выплачивало им и больничные, и командировочные, и отпускные, таким образом подтверждая существование именно трудовых правоотношений. По результатам проверки были доначислены налоги с заработной платы (взносы в ФСЗН и подоходный налог).
Экономически обоснованные затраты
И наконец, следует остановиться на таком понятии, как «экономически обоснованные затраты». Этот термин действует с 2017 года, но, к сожалению, до сих пор не имеет четкого определения. Поэтому понимание, что это такое, имеет субъективный окрас и, конечно, разнится у бизнесменов и налоговых органов.
С точки зрения налоговых органов, любые затраты должны иметь видимый, осязаемый подтвержденный эффект. Например, если сотрудник уехал в командировку, заключил договор на поставку товара, и его исполнение началось, экономическая эффективность есть. Если сотрудник отправился в деловую поездку для проведения рекламной кампании или презентации продукции, но не привез заключенного договора, экономической эффективности нет.
То же самое касается премий. Если есть четкие производственные показатели, при достижении которых выплачивается премия, то вопросов с отнесением ее на затраты нет. Если же таких критериев у компании не существует, и премии выплачиваются по усмотрению руководителя, отнесение ее на затраты наверняка станет предметом спора с проверяющими органами.