Читать первую часть - НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 2018: ИЗМЕНЕНИЙ В НК НЕ БУДЕТ
И добавка…
В процессе подготовки проекта Указа по вопросам налогообложения, который должен вступить в силу с 1 января 2018 г. было установлено, что в нем были упущены многие важные моменты. Поэтому новый вариант проекта Указа стал в два раза больше и изменил название. Теперь проект Указа называется просто - «О налогообложении». Какие еще нововведения ждут плательщиков?
Налог на GOOGLE - за квартал
При взимании НДС с иностранных организаций при оказании физическим лицам услуг в электронной форме, местом реализации которых является территория Республики Беларусь, проектом Указа предлагается установить, что исчисление и уплата НДС в таких случаях производится ежеквартально без нарастающего итога с начала года в сроки, установленные законодательством для представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость и уплаты налога за отчетный период, что соответствует международной практике (в странах Европейского союза и Российской Федерации плательщики отчитываются по НДС ежеквартально без нарастающего итога).
Ставка НДС 0% еще на 3 года - на ремонт автомобилей иностранных перевозчиков
Подпунктом 1.1.1 пункта 1 статьи 102 НК в отношении работ (услуг) по ремонту и техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории Республики Беларусь авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физических лиц, за исключением граждан Республики Беларусь, на период с 1 января 2015 г. до 1 января 2018 г. была установлена ставка НДС в размере 0 %.
Проектом Указа предлагается продлить срок ее действия дополнительно на 3 года.
Суммовые и курсовые разницы уравняют в правах
В связи с изменениями в Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденный постановлением Министерства финансов от 29 октября 2014 г. № 69 (далее - Национальный стандарт),которые вступят в силу с 1 января 2018 г., проектом Указа предусматривается установить особенности определения налоговой базы по НДС при возникновении курсовых и суммовых разниц.
Так, подпункт 9.1 пункта 9 проекта Указа устанавливает порядок расчета налоговой базы по НДС в ситуации, когда величина обязательства по договору (сумма белорусских рублей эквивалентная иностранной валюте) определяется по курсу НБ РБ на день оплаты.
В этом случае для определения налоговой базы будут применяться подходы, аналогичные используемым для признания выручки в бухгалтерском учете с 1 января 2018 г.
Так, в части предварительной оплаты в белорусских рублях в сумме, эквивалентной сумме иностранной валюты по курсу Национального банка на день оплаты, налоговая база по НДС будет определяться как сумма полученных белорусских рублей (в бухгалтерском учете сумма предварительной оплаты также не дооценивается). Такой подход применяется в настоящее время.
Если оплата по договору на день отгрузки не поступила, то налоговая база по НДС (как и выручка от реализации в бухгалтерском учете) будет определяться по курсу Национального банка на момент фактической реализации (на день отгрузки). Аналогичный подход также применяется в настоящее время.
Сумма задолженности по оплате, возникшая после отгрузки, при изменении курса Национального банка в бухгалтерском учете будет дооцениваться. Возникающие разницы будут называться курсовыми, будут относиться на внереализационные расходы и внереализационные доходы при налогообложении прибыли. На суммы и этих теперь уже курсовых разниц, возникших с 1 января 2018 г., налоговая база НДС не будет увеличиваться или уменьшаться. В настоящее время налоговая база корректируется на такие суммы.
Подпункт 9.2 пункта 9 проекта Указа устанавливает порядок расчета налоговой базы по НДС в ситуации, когда величина обязательства по договору (сумма белорусских рублей эквивалентная иностранной валюте) будет определяться не по курсу НБ РБ на день оплаты или будет определяться по курсу НБ РБ, но не на день оплаты.
В таком случае механизм налогообложения, предлагаемый с 1 января 2018 г., предполагает не увеличение и не уменьшение налоговой базы по НДС только на суммы курсовых разниц, полученных с 1 января 2018 г. при дооценке задолженности по курсу Национального банка с даты отгрузки до момента оплаты. Все прочие разницы будут участвовать при расчете налоговой базы по НДС в прежнем порядке.
Например, если величина обязательства будет определяться по курсу Центрального банка Российской Федерации (то есть по курсу, отличному от курса Национального банка) или по курсу Национального банка на день отгрузки (то есть не на день платежа),то сумма корректировки налоговой базы НДС в том случае, если оплата поступила после даты отгрузки будет определяться следующим образом: из суммы поступившей оплаты вычитается сумма налоговой базы, зафиксированной ранее по курсу НБ РБ на день отгрузки, далее вычитается курсовая разница по дооценке задолженности по курсам НБ РБ с даты отгрузки по дату оплаты. Полученная разница будет увеличивать (уменьшать) налоговую базу НДС с выпиской продавцом дополнительных ЭСЧФ.
С учетом положений Национального стандарта, пунктом 10 проекта Указа предлагается установить единый порядок отражения курсовых и суммовых разниц в бухгалтерском и налоговом учете при расчете налога на прибыль и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.
УСН - критерии проиндексируют
С учетом того, что в период 2013 - 2016 гг. индексация критериев применения УСН производилась не ежегодно, проектом Указа предусмотрено увеличение этих критериев на 2018 год на 20 %, то есть в размере, превышающем прогнозный индекс роста потребительских цен, что обеспечивает их адаптацию к инфляционным процессам.
Предлагается проиндексировать критерии выручки:
- с 1 542 600 до 1 851 100 рублей - для организации с численностью работников до 100 человек при применении УСН с уплатой НДС;
- с 1 058 400 до 1 270 100 рублей - для организаций с численностью работников до 50 человек при применении УСН без уплаты НДС;
- с 410 000 до 492 000 рублей - для организаций с численностью работников не более 15 человек, осуществляющих ведение учета в книге учета доходов и расходов;
- со 168 900 до 202 700 рублей - для индивидуальных предпринимателей.
Выполнение работ, оказание услуг- по единолично составленнному документу
Пунктом 6 статьи 10 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» установлено, что в случаях, определенных Министерством финансов, первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг),может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично, если такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг) предусмотрен договором.
Министерством финансов установлен единственный случай, при котором возможно единоличное составление первичного учетного документа подрядчиком (исполнителем) и заказчиком - заключение между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком публичного договора. При этом не допускается единоличное составление первичного учетного документа при принятии к бухгалтерскому учету (списании с бухгалтерского учета) товаров.
Таким образом, установленный законодательством порядок документального оформления не учитывает многообразия отношений между организациями в процессе хозяйственной деятельности.
В связи с этим проектом Указа предлагается предусмотреть возможность составления первичного учетного документа участником хозяйственной операции единолично в случаях, определенных Министерством финансов.
Предлагаемые изменения предоставят Министерству финансов полномочия на урегулирование существующих проблемных вопросов с документальным оформлением отпуска нефтепродуктов на автозаправочных станциях, при аренде (лизинге),а также создадут возможность оперативно реагировать на новые ситуации, возникающие в процессе экономической деятельности организаций.
Корпоративные облигации – льготы продлят на 3 года
Указом от 3 марта 2016 г. № 85 «О налогообложении отдельных доходов» была установлена льгота по налогу на прибыль и налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по операциям с корпоративными облигациями, срок действия которой заканчивается 31 декабря 2017 года.
Изначально эта льгота действовала в период с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2015 г. Впоследствии ее действие было продлено с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2017 г.
Справочно. По состоянию на 1 декабря 2017 г. в обращении находится 765 выпусков облигаций 251 юридического лица общим объемом 17 661,4 млн. рублей, в том числе:
- объем выпусков облигаций банков составил 7 357,0 млн. рублей или 41,7 процента от общего объема эмиссии (154 выпуска 21 эмитента);
- объем выпусков облигаций небанковских организаций составил 6 674,5 млн. рублей или 37,8 процента от общего объема эмиссии (445 выпусков 164 эмитентов);
- объем выпусков облигаций местных исполнительных и распорядительных органов составил 3 629,9 млн. рублей или 20,6 процента от общего объема эмиссии (166 выпусков 66 эмитентов).
Общий объем допущенных к обращению облигаций по состоянию на 1 декабря 2017 г. увеличился по сравнению с 1 января 2012 г в 2,7раза.
Проектом Указа предлагается продлить срок действия налоговой льготы по операциям с корпоративными облигациями на период до 31 декабря 2020 г., внеся соответствующее изменение в Указ №85.
НДС импортеров - полная отмена отсрочки вычетов с нового года.
Проектом Указа предлагается отменить действующее с 25 июля 2014 года 2014 года ограничение по принятию к вычету сумм «входного» НДС по потребительскому импорту (суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после 1 января 2018 г., будут подлежать вычету в общеустановленном порядке). То есть ни 90 (как было сразу),ни 60 (как действует сегодня),ни 30 - как планировалось ранее, дней отсрочки для вычетов НДС при ввозе товаров уже не будет.