А НК, оказывается, сложный…
Мы уже привыкли, что каждый год вносятся изменения в Налоговый кодекс. Так должно было произойти и в этом году. Целый год Минфин и МНС готовили проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы РБ по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета», который должен был вступить в силу с 1 января 2018 г. Мы о нем уже писали. И вот когда проект Закона уже готов и осталось только его принять выясняется, что с 1 января 2018 г. изменения в НК вноситься не будут.
Дело в том, что 23.11.2017 принят Декрет № 7 о развитии предпринимательства. В процессе подготовки Декрета было установлено, что одной из причин, сдерживающих развитие предпринимательства в нашей стране, является сложный для понимания плательщиков НК. НК писали чиновники-теоретики, а не плательщики-практики. Кодекс написан таким сложным языком, чтобы общество поняло, что нужны чиновники, которые смогут разъяснить нормы кодекса простым плательщикам.
Вносить изменения в существующий НК нет смысла, так как его уже невозможно исправить. Его можно только отменить и написать новый. Должны придти новые люди, которые напишут новый кодекс. Поэтому в целях взвешенного и ответственного подхода к корректировке норм налогового законодательства решено сформировать межведомственную рабочую группу, в состав которой будут включены независимые эксперты, представляющие Совет по развитию предпринимательства. Эта группа до 1 сентября 2018 г. должна разработать новый НК, который должен вступить в силу с 1 января 2019 г.
Новый НК будет написан на принципах:
- стабильности налогового законодательства, исключающем его корректировку чаще, чем раз в три года;
- простоты, понятности правовых норм и легкости их восприятия;
- недопущения правовой неопределенности и несогласованности предписаний;
- прямого действия правовых норм, стимулирующих экономическую деятельность.
Так как изменения в НК с 1 января 2018 г. вноситься не будут, подготовлен проект Указа, в котором предусмотрена реализация основных положений проекта Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы РБ по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета», которые непосредственно связаны с обеспечением доходной части бюджета на 2018 год.
Что же предусмотрено проектом Указа?
Увеличение ставок акцизов на подакцизные товары
Увеличение ставок планируется в следующих размерах:
- на вина плодовые крепленые - на 3,5 % к уровню II полугодия 2017 г. (1/2 от прогнозируемого параметра инфляции);
- на иные виды алкогольной продукции (за исключением крепкого алкоголя) поэтапно (по полугодиям) - на 7 % (в пределах прогнозируемого параметра инфляции);
- на табачные изделия поэтапное (по полугодиям) - на 15 % по всем ценовым группам;
- на автомобильное топливо поэтапное (по полугодиям) - на 10 % к уровню II полугодия 2017 г.;
- на газ, используемый в качестве автомобильного топлива, а также масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей поэтапное (по полугодиям) - на 7 %.
Ставки акцизов на пиво и на крепкие алкогольные напитки предлагается не менять и сохранить, соответственно, на уровне 2017 года и 4 квартала 2017 г.
А любое повышение акцизов, как известно, влечет за собой повышение цен, причем не только на подакцизные товары.
Индексация на прогнозируемый параметр инфляции ставок налогов, установленных в рублях.
Это касается земельного налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, экологического налога, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подоходного налога в фиксированных суммах.
Кстати, в проекте Указа почему-то ничего не сказано про индексацию критериев по выручке налог при УСН. Неужели оставят все как есть?
Кадастровая оценка земли - в рублях
В рамках проводимой в Республике Беларусь работы по дедолларизации экономики с 1 января 2017 г. был отменен действующий ранее порядок определения налоговой базы по земельному налогу, предусматривающий ежегодный (на 1 января текущего года) пересчет кадастровой стоимости, определенной в долларах США, в белорусские рубли.
Законом от 18.10. 2016 № 432-3 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» было установлено, что налоговая база земельного налога на 1 января 2017 г. для исчисления и уплаты земельного налога в 2017 году определяется в следующем порядке:
для жилой усадебной зоны (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы),общественно-деловой зоны, производственной зоны и рекреационной зоны — в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на 1 января 2016 г., проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен;
для жилой многоквартирной зоны — в белорусских рублях на дату ее кадастровой оценки.
Проектом Указа предусматривается, что налоговая база земельного налога на 1 января 2018 г. для исчисления и уплаты земельного налога в 2018 году определяется в следующем порядке:
для общественно-деловой зоны и производственной зоны - в белорусских рублях, проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2017 - 2018 годы, путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу НБ РБ, установленному на 1 января 2016 г.;
для жилой многоквартирной зоны, жилой усадебной зоны (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зоны - в белорусских рублях на дату их кадастровой оценки.
НДС ежемесячно: будет, но не для всех
Планируется перевод отдельных плательщиков НДС (около 6,8 тысяч или 12,5 процента от общего количества плательщиков, уплачивающих НДС ежеквартально) с ежеквартальной на ежемесячную уплату налога.
В настоящее время субъектам предоставлено право выбора сроков уплаты НДС (ежемесячно или ежеквартально). Как правило, экспортеры исчисляют НДС ежемесячно, а плательщики, реализующие товары и услуги преимущественно на территории Республики Беларусь, уплачивают налог ежеквартально.
Право выбора сроков уплаты НДС (ежеквартально или ежемесячно) будет сохранено для плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, плательщиков, применяющих единый сельхозналог, и плательщиков на общей системе с годовым оборотом до 1 миллиона 550 тысяч рублей, что эквивалентно установленному в настоящее время обороту для применения УСН.
Таким образом, из предлагаемой меры исключаются субъекты малого и среднего предпринимательства.
Одновременно в качестве компенсационной меры проектом Указа предлагается снизить с 60 до 30 дней срок действующего с 2015 года ограничения по принятию к вычету сумм «входного» НДС по потребительскому импорту (суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после 1 января 2018 г., будут подлежать вычету по истечении 30 дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой).
Соответствующие изменения предлагается внести в Указ от 26.02.2015 № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость».
НДС для ИП: специальных новых норм не будет
В разных вариантах проекта закона об изменениях в НК устанавливались разные новые критерии по выручке с начала года для ИП в целях их перехода на уплату НДС, предусматривалась даже возможность уплачивать ИП НДС по отгрузке. В проекте Указа и это, и другие планируемые нововведения в НК не нашли отражения.
Читать дальше - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2018 В РБ