fb
Налоги в республике Беларусь в 2025 году

Подготовлен законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс 2025 году - основные планируемые изменения читайте в нашей статье.

Основные планируемые изменения:

Взаимозависимые лица

Планируемые изменения в статью 20 расширяют перечень взаимозависимых лиц: руководитель организации и его родственники, наниматель и работники, организации, у которых руководителем является одно и тоже лицо. 

Учетная политика

Предусмотрено изменение сроков предоставления учетной политики в налоговый орган по месту постановки на учет (подпункт 1.4.2 статьи 22):

  • в случае внесения в учетную политику изменений (дополнений) организация представляет эти изменения (дополнения) не позднее 31 марта отчетного года;
  • в случае внесения в учетную политику изменений (дополнений),обусловленных вступившими в силу в период с 1 марта по 31 декабря отчетного года изменениями законодательства или наступлением в этом периоде иных обстоятельств, организация представляет эти изменения (дополнения) в срок не позднее 30 календарных дней с даты утверждения руководителем организации и (или) иным уполномоченным лицом (органом) таких изменений и (или) дополнений. 

НДС

1) Так как отчеты электронных торговых площадок не содержат адресов доставки корректируются нормы пункта 2 статьи 116 об определении места реализации товаров при их электронной дистанционной продаже, слова «по адресам, расположенным за пределами Республики Беларусь» будут заменены словами «на территорию иностранного государства».
2) В статью 117 «Место реализации работ, услуг, имущественных прав» планируются изменения в части наименования и разграничения услуг в электронной форме.
3) В связи с тем, что со вступлением с 19.11.2024г. изменений в ГК в качестве фактора сможет выступать коммерческая организация будут откорректированы статьи 115, 120, 121 в части объекта, налоговой базы и момента фактической реализации для фактора.
4) При реализации на территории РБ товаров с дополнительной выгодой иностранными организациями (иностранными ИП) – резидентами ЕАЭС на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных договоров, заключенных с организациями и ИП состоящими на учете в налоговых органах РБ, такая дополнительная выгода будет признаваться объектом НДС (изменения пункт 39 статьи 120).
5) Будут изменены положения пунктов 42.2 и 42.3 статьи 120 об определении налоговой базы НДС при реализации транспортных средств ниже контрактной или остаточной стоимости. При отсутствии его оценочной стоимости налоговая база будет определяться, соответственно, как контрактная или остаточная стоимость предмета лизинга.   
6) Для индивидуальных предпринимателей (при необходимости исчисления НДС) предлагается определить отчетным периодом по НДС квартал (изменения в подпункт 2.2 пункта 2 статьи 127).
7) Внесение изменений в статью 141-1 и пункт 9 статьи 131 исключает из покупателей товаров РБ организации, т.е через электронные торговые площадки не осуществляется электронная дистанционная продажа товаров между юридическими лицами.
8) Вводятся ограничения на вычет НДС по экономически не обоснованным затратам (затратам указанным в пункте 4 статьи 169).
9) Корректируется пункт 5 статьи 134, формула указанная в данном пункте будет применяться для определения суммы НДС по основным средствам и нематериальным активам, приходящимся на определенные обороты по реализации товаров (работ, услуг),по которому вычет сумм налога на добавленную стоимость осуществляется в полном объеме (на обороты по ставке 0%, 10%,  на обороты по реализации товаров, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория РБ).

Налог на прибыль

1) Вводятся ограничения по применению инвестиционного вычета (статья 170):

  • запрет на применяется инвестиционного вычета для бюджетных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений),республиканских государственно-общественных объединений, иные некоммерческие организаций;
  • запрет на инвестиционный вычет для плательщиков при одновременном применении в отчетном периоде освобождения по налогу на прибыль (права на неуплату налога на прибыль) и (или) пониженных ставок налога на прибыль; 
  • применение инвестиционного вычета только по зданиям и сооружениям производственного назначения (конкретизируется что относится к зданиям и сооружениям производственного назначения);
  • запрет на применяется инвестиционного вычета к первоначальной стоимости основных средств, нормативный срок службы которых составляет менее 5 лет;
  • запрет на применяется инвестиционного вычета к первоначальной стоимости основных средств, полученных правопреемником при реорганизации (за исключение реорганизации в форме преобразования),от реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом.

2) В состав прочих расходов (пункт 2 статья 171) будут включены затраты по доставке работников до места работы и обратно.
3) Внереализационными доходами будут признаваться суммы дебиторской задолженности, в отношении которых сформирован и учтен при налогообложении прибыли резерв по сомнительным долгам, при изменении сроков погашения такой дебиторской задолженности, после изменения которых дебиторская задолженность перестанет удовлетворять критериям, подпункта 3.48 пункта 3 статьи 175.
4) Внереализационными расходами не будут признаваться курсовые разницы, возникающие по предоставленным и полученным займа, обязательство по которым выражено в валютном эквиваленте (изменения подпункта 3.26 пункта 3 
статьи 175)
5) Будет установлена постоянная ставка налога на прибыль в размере 30% для операторов электросвязи.
6) Будут отменены ставки налога на прибыль по дивидендам в размере 6% с 01.01.2026г., в размере 0% с 01.01.2028г.
7) С 1 января 2025 г. до 1 января 2028 г. установить ставку налога на прибыль 30% для коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, полученная от микрофинансовой деятельности, облагается налогом на прибыль по ставке тридцать (30) процентов.

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство

1) Перечень объектов обложения налогом на доходы предлагается дополнить:

  • доходами иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство от выполнения работ, оказания услуг взаимозависимом лицам по ставке 15%;
  • доходами иностранных организаций, являющихся участниками (акционерами) белорусских организаций, получаемые в связи с их выходом (исключением) из белорусских организаций либо при распределении между акционерами (участниками) прибыли, имущества ликвидируемых белорусских организаций по ставке 15%.

2) Повысить ставку до 25 % налога на доходы по дивидендам и приравненным к ним доходам.

Подоходный налог с физических лиц

В отношении подоходного налога предусмотрены следующие изменения:
1) увеличить размеры стандартных налоговых вычетов и предельных годовых размеров освобождаемых от налогообложения доходов;
2) внести изменения в пункт 1 статьи 200, согласно которому размер дохода в натуральной форме определяется на основании заключения о независимой оценке рыночной стоимости 
3)  перечень доходов, полученных плательщиком в натуральной форме (пункт 2 статьи 200) дополнить подпунктом о сумме прощенной (списанной) задолженности по кредиту, займу, иным обязательствам плательщика, обязанность по уплате (возмещению) которых прекращены в связи с принятием решения о прощении плательщику таких долгов, обязательств
4) порядок определения доходов по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами будет распространяться на белорусские форекс-компании (пункт8-1 статья 202)
5) планируемые изменения в статье 205 Особенности определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц при осуществлении предпринимательской, нотариальной деятельности:

  • в случае возврата товара (отказа от выполненных работ, оказанных услуг),имущественных прав или соразмерного уменьшения цены товаров (работ, услуг),имущественных прав доходы от реализации уменьшаются в том налоговом периоде, в котором доходы были включены в налоговую базу;
  • расходы на оплату труда будут определяются исходя из суммы выплаченных (перечисленных) работникам доходов, без уменьшения на суммы удержаний, произведенных из вознаграждения работников по их распоряжению, по решению суда или иных органов;
  • планируется исключить из состава расходов, не учитываемых при налогообложении, обязательные страховые взносы, уплачиваемые плательщиком в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ с доходов самого индивидуального предпринимателя плательщика подоходного налога (подпункт 24.12). 

6) планируемые изменения в статье 208 Доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц:

  • из доходов, освобождаемых от подоходного налога, планируется исключить доходы, полученные от реализации долей в уставном фонде белорусских организаций, принадлежащих плательщику непрерывно не менее трех лет, а также акций белорусских организаций, отчуждаемых не ранее трех лет с даты приобретения (пункт 35);
  • освобождаться от подоходного налога, будут доходы от реализации в течение календарного года одного механического транспортного средства (до 3,5 тонн и числом посадочных мест до 8) (пункт 44).

7) скорректирован перечень выпускников, которые относятся к молодым специалистам и перечень предоставляемых документов для применения стандартного налогового вычета.
8) будет предоставлено право применять имущественные и социальные вычеты при прекращении предпринимательской, нотариальной деятельности.
9) будет снято ограничение для многодетных семей на применение имущественного вычета в отношении одной квартиры построенной или приобретенной, с привлечением льготного кредита или одноразовой субсидии. 
10) До 01.01.2028 будет продлено действие ставки 13% в отношении доходов, полученных в течение календарного года по трудовым договорам от резидентов ПВТ. 
11) Будут отменены ставки подоходного налога по дивидендам в размере 6% с 01.01.2026г., в размере 0% с 01.01.2028г.

Налог на недвижимость

1) В пункте 1.1 статьи 226 уточняется, что при аренде у иностранных организаций плательщиком налога на недвижимость будет состоящая на учете в налоговом органе РБ организация- арендатор.
2) Пункт 5 Статья 227 дополнен подпунктом определяющий порядок расчета плательщиками-организациями стоимости капитальных строений при аренде у физических лиц и иностранных организаций.

Земельный налог

1) При расчете авансовых платежей по налогу на землю не будет учитываться коэффициент 3 (коэффициент, установленный пунктом 12-1 статьи 241).
2) Для расчета авансовых платежей не будут учитываться суммы земельного налога по земельным участкам изъятым либо по которым произошел переход права на земельный участок иному лицу в предыдущем календарном году.

Налог при упрощенной системе налогообложения

1) Уточнен перечень случаев (подпункт 2.1.6 пункт 2 статья 324) когда при поступлении денежных средств, не составляющих валовую выручку организации, 
не лишает права организацию применять УСН:

  • при обмене электронных денег на наличные или безналичные денежные средства;
  • которое является для такой организации получением ею возмещения суммы денежного обязательства, не уплаченной должником и причитающейся ей по уступленному денежному требованию, осуществляемым по договору факторинга с правом обратного требования (регресса).
  • которое является получением суммы оплаты (в том числе частичной) за приобретенное новым кредитором у этой организации денежное требование, возникшее из договоров, направленных на реализацию ею товаров (работ, услуг),иных имущественных прав;
  • которое обусловлено перечислением (возвратом) из бюджета сумм налога, сбора (пошлины). 

2) Устанавливается запрет на применение УСН организацией, созданной в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения, если нарастающим итогом за период применения ею упрощенной системы в календарном году (предшествующем году),на который приходится дата государственной регистрации организации, созданной в результате такой реорганизации, превысила предельную величину, действующую в таком году для применения упрощенной системы;
3) В случае принятия решения перейти на УСН, предлагается для сравнения с критерием валовая выручка за 9 месяцев года, использовать показатели выручки от реализации и внереализационного дохода, уже определенных организацией для целей исчислении налога на прибыль (единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции) (пункт 2 статьи 327).
4) Планируется увеличить пороговые значения для перехода на УСН с «1 733 440» до «1 827 045», и прекращения применения УСН с  «2 311 250» до«2 436 060».
 

Комментарии

Комментарии для сайта Cackle
Закажите звонок
и наш менеджер свяжется с вами